"Слово о полку Игореве". Сюжет и стилистика прозведения

Слово о полку Игореве» - одно из известнейших литературных произведений, которое датируется примерно 1186 годом, но было обнаружено в конце 18 века. Оно довольно-таки стремительно обрело широкий резонанс и, без преувеличения, стало символом историзма в литературе. Во-первых, широкая популярность «Слова о полку Игореве» обусловлена ценностным значением описания достоверных исторических событий. Данное произведение имеет огромное значение не только для истории, но и для понимания хронологии развития литературы. «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке, простым и доступным, но весьма лаконичным слогом. Оно сыграло значительную роль как в развитии языка, так и в развитии жанрового многообразия литературы. «Слово о полку Игореве» - произведение, вмещающее в себя характерные черты таких жанров, как эпос, поэма, а некоторые еще и выделяют «слово» как жанровое своеобразие литературы.

Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен, однако в тексте произведения упоминается некий вещий Боян, «мыслью растекавшийся по дереву, мчавшийся серым волком по земле, паривший сизым орлом под облаками». Это наглядно демонстрирует влияние язычества на творчество 12 века, несмотря на повсеместное распространение православия на территории Руси. Автор данного произведения отходит от чрезмерного использования эпитетов, метафор, излишних гипербол и приукрашиваний текста (хотя и часто обращается к ним, однако весьма уместно, в отличие от иных литературных деятелей-современников). Своей целью он видит объективную демонстрацию произошедших событий.

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежит поход Новгород-Северского князя Игоря на половецкие земли. Уже в начале описания этого похода читатель вновь встречается с видимым признаком влияния язычества на творчество. Автор произведения считает солнечное затмение предвестником неудачи, однако, по его словам, Игорь пренебрег этим знамением и решил продолжить свой поход, вооружившись исключительно собственной уверенностью и гордыней. Вопреки мрачным предвестникам, поход оканчивается благополучно, Игорь со своей немногочисленной дружиной получает нескромную награду. Однако уже на следующий день половецкие ханы разоряют войска князя, а его берут в плен. С этого момента становится ясна идея произведения, прослеживается проблематика: разрозненность действий русских князей приводит к смуте, к горю, распространившемуся по всей земле. Только единство и общность способны исправить ситуацию. К сожалению, понимает это лишь один человек — Святослав, отец Игоря и Всеволода. Один из ключевых моментов произведения - «Златое слово» Святослава, определяющее идейную направленность «Слова о полку Игореве». Лишь объединение усилий, взаимопомощь и дружба могут победить смуту, обеспечить благоприятное положение дел. Именно этой идеей и пронизано «Слово о полку Игореве».

Стилистика произведения определена весьма неоднозначно. Текст «Слова о полку Игореве» можно условно разделить на три сюжетных линии: былевую или эпическую, которая представляет собой достоверное описание событий (непосредственно сам поход Игоря, а также его сокрушительное поражение и блестящую победу в конце произведения), остропублицистическую или насущную, злободневную (златое слово Святослава, понимание необходимости объединения), а также лирическую или любовную (плач Ярославны, посылающий ветру просьбу о «спасении» мужа). 

Автор «Слова о полку Игореве» на протяжении всего повествования обращается к теме язычества. Это и описание вещего Бояна, и представление солнечного затмения как недоброго знамения, и представление ветра в качестве высшей, сверхъестественной силы, способной помочь. В подобных моментах произведения автор наиболее часто обращается к многочисленным олицетворениям, метафорам, сравнениям. Помимо этих средств выразительности речи, весьма часто встречаются и параллелизм, немалую роль играют риторические вопросы, эпитеты. В целом, читатель видит, что автор «Слова о полку Игореве» является талантливым знатоком словесности, возможно первооткрывателем многих литературных приемов.