Сравнительный анализ любовной лирики украинских ретро и современных поп-исполнителей

Тема любви и отношений во все времена являлась ключевой в творчестве большинства исполнителей. Именно поэтому для своего анализа я выбрала именно любовную лирику – в ней как нельзя полно отражается эмоциональный и творческий посыл певца.

Прежде чем приступить к разбору текстов и стиля песен отдельных исполнителей, хочу уточнить, какими критериями я руководствовалась, выбирая категории - ретро и современные исполнители. Если с современными всё понятно, то кого стоит рассматривать как ретро? Для молодёжи, треки пятилетней давности – уже беспробудное ретро, а люди среднего и пожилого возраста относят к этой категории песни конца прошлого века. Чтобы максимально полно прочувствовать контраст, я решила взять популярные песни известных исполнителей из 90-х и сравнить их стиль и содержание с песнями, популярными сегодня.

Начнём со «старой гвардии». Это София Ротару, Таисия Повалий и Наталья Могилевская, а именно, их песни о любви, написанные и исполненные в девяностых.

 

София Ротару

На чём расставлены акценты в текстах песен о любви у этой популярной певицы? Чтобы объективно разобраться, возьмём не одну, а две композиции – легендарную «Лаванду», и известную «Червону руту».

Хочу заметить, что в текстах этих песен прослеживается тема верности, преданности любимому человеку, невзирая на время и препятствия:

«Сколько лет прошло, но помним я и ты» («Лаванда»).

«Ти y мене єдина, тiлькi ти повip»( «Червона рута»).

Стиль исполнения этих песен полностью соответствует их содержанию – лиричный, спокойный. Композиции исполнены мягким, нежным голосом с чувством собственного достоинства исполнителя.

Отличительной, и довольно редкой особенностью этих песен является зрелый, объективный взгляд на отношения, без «культа любви», преувеличения положительных сторон и закрытия глаз на недостатки партнёра:

«Любим или нет — не знаем,

Мы порой в любовь играем,

А когда ее теряем,

«Не судьба», — говорим» («Лаванда»).

 

Может, и семьи раньше крепче были оттого, что другие песни слушали? Как знать.

 

Таисия Повалий

В творчестве этой певицы отлично отразились тогдашние манеры в обращении парня с девушкой, в которую он влюблён:

 

«Ты о чувствах своих боялся сказать,

И желанье свое не смел показать.

Ты был чист и наивен, смешен и пуглив…»


Эта почти детская чистота намерений, описанная в песне «Сладкий грех» формировала светлое представление о любви у тех, кто её слушал. Даже чувственные моменты описаны достойно, красивым, поэтическим языком:


«Ты мой единственный,

Хмельной и сладкий грех.

Твой вкус изысканный

Понятен не для всех».


Отдельно можно посвятить целую статью красоте образных выражений в текстах песен, исполняемых Повалий. Взять, к примеру, композицию «Белая птица»:


«Белая, белая птица в душу мою постучала

Прошлых печалей страницы

Вместе со мной пролистала…

Крылья дрожат, как ресницы…»


Кроме того, во многих её композициях отлично отражено основное свойство влюблённости – обожествление объекта любви, наделение его самыми лучшими внешними и внутренними качествами:

 

«Я растворюсь в тебе

Соленою слезой,

Я не испорчу вкус,

Мой ангел неземной» («Сладкий грех»).


Конечно, растворение себя в партнёре нельзя назвать прочным основанием для отношений, но ведь поэзия чаще лишь описывает реалии жизни, не так ли?

 

Наталья Могилевская

Незаметно мы подходим уже ближе к новейшей истории музыки. И, хотя творчество Натальи можно ещё отнести к ретро, так как начала она свою певческую карьеру в 97-м, в нём уже прослеживаются существенные изменения, как в содержании, так и в структуре текстов. Лишь один пример – песня «Только я». Что сразу бросается в глаза – так это очень частое повторение одних и тех же слов и строк. Если в текстах предыдущих исполнителей повторялся только припев, то здесь уже и последние две строки каждого куплета. Да и сам припев на 50 процентов состоит из повторяющихся строк:

«Только Я!

Буду любить тебя!

Только Я!

Буду с тобой всегда!

Для тебя звезды зажгу на небе!

Только Я»!


Что касается содержания, то тут тоже отчётливо виден дух меняющегося времени. Если раньше зажигать звёзды на небе должен был парень, то теперь наоборот.
Исполнение тоже стало более динамичным, в какой-то степени дерзким.

Подводя итог анализа категории ретро, можно выделить основные особенности большинства песен того времени:

  • пропаганда истинных ценностей любви;

  • достойное и красивое описание отношений;

  • отображение реальной картины.

Что же можно сказать о современной поп-культуре?


Для анализа этой категории я обратилась за помощью к соцсетям, чтобы увидеть реальные предпочтения публики сегодня. В аудиозаписях поставив флажок на пункте «Популярное», стала искать украинских исполнителей. Как выяснилось, наибольшей популярностью из них пользуются Потап и Настя Каменских, певица Alyosha и Иван Дорн. Теперь подробнее о каждом из них.

 

Потап и Настя

Любовная лирика этой пары очень, я бы сказала, специфична. Суть их песен в сочетании зажигательного танцевального ритма, речитатива (в исполнении Потапа), и лирических отпевов Насти. По большей части, таким количеством фанатов они обязаны именно своему неординарному стилю. Их песни рассчитаны на широкий круг – они достаточно заводные, чтобы танцевать под них в клубах, в них есть рэп, который нравится большинству современных «реальных пацанов» и красивые лирические фрагменты, которые с удовольствием слушают девушки.

На содержании стоит остановиться отдельно. Во многие свои композиции дуэт вкладывает довольно глубокий смысл, но облекает его в шутейную форму, обильно приправленную современным молодёжным сленгом:


«Жизнь такая штука, может всякое случится,

Но не измеряй любовь в условных единицах» («Не пара»).

 

«Надеюсь, ты дождешься, когда я к тебе вернусь,
На голос отзовешься, сбросишь этот груз.
С души, дыши, живи и будь со мною,
Ведь расстояние тоже измеряется любовью» («Почему молчишь»).

Тема верности подчёркивается, а подлость и измена высмеивается и осуждается исполнителями в своей особой, полушутейной манере:

«Без твоей любви птицы не поют,

клубы не танцуют, пацаны не пьют.

Море не бушует, реки не текут.

Смотри, все остановилось без любви!

Между нами бушевало любви цунами,
но увидела ты парня в голубом экране.
Про меня забыв, влюбилась в него по уши.
На меня забив, сидела, ела с ним суши» («Без твоей любви).


 


Есть у них и более лиричные композиции на извечную тему разлуки:


«Если можешь то прости меня, а можешь, забудь.
Наши чувства не спасти, их уже не вернуть!
Если можешь то забудь меня, а можешь, прости. (« Без твоей любви»).


Есть очень даже интимные песни:

«Мотель, две звезды, я и ты. Постель шершавая, стены и звук воды. 
Постель и модель - из самой запретной, моей, безответной мечты - это ты. 
Сползают джинсы. В стакане джин и ты - сквозь стекло бокала. 
В таком красивом белье» («Кончиками пальцев»).

 

И хотя сюжеты их композиций совсем не замысловаты и значительную часть текста едва можно разобрать без открытия текста на мониторе, песни Потапа и Насти продолжают греметь из окон маршруток, автомобилей и квартир.

 

Alyosha

Украинская певица, большинство из нас знает которую по хитам «Безоружная» и «Снег». В её репертуаре в основном любовная лирика, исполняемая красивым, сильным голосом.

Содержание песен особенно примечательно, учитывая, что певица сама является автором текстов. Темы любви и разлуки раскрываются ей изящным языком сравнений:

«Думаешь ли ты обо мне, лучше не знать.
Мне бы вернуть тот снег, и успеть тебе сказать.
Как я хочу тебя и не пойму,
Так что насчёт той мечты, вдруг с небес сорвалась ко дну» («Снег»).

Просматривается в её песнях и тема прощения прошлых обид любимого человека, важности отпустить, если это необходимо:

«Как Земля прощает дожди, я прощу тебя, не спеша;
Но меня ты больше не жди, улетела в небо душа.

Моё сердце ты отпусти, и оно тебе всё простит» («Моё сердце»).

 

По правде говоря, такой зрелый взгляд на отношения редкость в современном обществе.

Отдельно выделить стоит песню «Маленький секрет». В ней эмоционально и проникновенно поднимается деликатная тема любви к человеку, с которым было прошлое, но нет будущего. Любви к женатому человеку и боли, которую несёт хранение этого маленького секрета, даже со знанием того, что и он до сих пор испытывает чувства:

«Не переживай, я не открою. 
Маленький секрет, любви за спиною. 
Не она, ни я, не виноваты. 
В том, что стало всё лишь, моей лишь утратой. 
Я простила, но не отпустила. 
Это - боль. 


Только я была, я же и буду. 
В мыслях у тебя и не забуду».

Творчество Алёши можно в какой-то степени сопоставить по смыслу с песнями Повалий. У обеих певиц очень красивая лирика и речевые обороты, поднимаются серьёзные темы.

 

Иван Дорн

Певец, несмотря на свою молодость, уже удостоился нескольких музыкальных наград и даже был назван лучшим исполнителем русскоязычной массовой поп-музыки. И неудивительно, ведь исполнитель на самом деле выделяется.

Тексты некоторых его песен о любви очень богаты красивыми оборотами, романтичны и даже местами наивны, но стиль исполнения совершенно противоположен содержанию, словно текст написан застенчивым романтиком, а исполняет его местный Дон Жуан томным голосом:

«Теперь и я не я и ты не ты.
Дома ансамблем острых спиц проткнули небо...
Прошу тебя не уходи...» («Я, ты и знак бесконечность»).

«Я жду твой взгляд так искренне,
который занят письмами.
Снова сам себе жалуюсь на ум.
Денег нет нигде,
а я купил парфюм…» («Ненавижу»).

Сюжеты песен в большинстве довольно просты, оптимистичны, местами опошлены примесью жаргона. Цитировать эти места из этических соображений я не буду.

Подводя итоги

Понятно, что в одной статье невозможно полностью охватить и проанализировать поп-исполнителей двух разных эпох, учитывая, что репертуар каждого очень многогранен и смысл песен порой противоречив. Всё, что я хотела показать в этом анализе – это общие тенденции, так сказать смысловую и стилевую динамику.

И что мы видим? Если говорить о стиле исполнения, то он стал более разнообразным. Любовная лирика зазвучала по-новому, не унылыми строчками, которые можно прослушивать, только сидя дома с бокалом вина в одиночестве, а живым ритмом, под который можно отрываться с друзьями в клубе. Но… только мне кажется, что из-за этого само понятие любовной лирики исказилось до неузнаваемости, утратило элемент былого таинства и романтизма? А может, она лишь стала соответствовать духу своего времени?

Содержание песен тоже сильно изменилось. Тогда как ретро-исполнители воспевали истинные ценности любви и достойно описывали отношения, нынешние лишь отражают в своих песнях существующие нравы, нередко в неприличной и вызывающей манере. Должно быть, в поп-культуре изменились приоритеты. Верно, ведь спрос рождает предложение.

Кстати, примечательная тенденция – текст песни в стиле ретро не запоминается после первого прослушивания. А современная попса сделана так, что послушав трек всего один раз он «приклеивается» на весь день. И непонятно почему, ведь ничего особенного…

У каждого времени – свой стиль. Наше время – это в большинстве незамысловатые, но зажигательные песни. Хороши эти изменения или нет – решать только вам.